суббота, 12 сентября 2015 г.



Если спросить психолога, что такое сознание, то, скорее всего, мы услышим что-то наподобие: «Сознание – это деятельность сознательной части психики. Это то, что может быть вербализовано или осмыслено».
Однако такое определение только разграничивает человеческое сознание и подсознание и никоим образом не отвечает на вопрос, что такое сознание.
В рамках социальных наук понятие сознания оказывается невозможно определить вне представлений о потребностях человека, его целенаправленного поведения, общения с себе подобными, то есть вне характеристик самого человека и его взаимодействия с окружением. То есть оно оказывается неприменимым ни к кому, за исключением человека.
Давайте попробуем подойти к проблеме сознания немного с другой стороны и зададим себе вопрос: имеет ли трава и вся Вселенная сознание? Сознание – значит ли это общее или коллективное знание?
В словах русского языка много удивительных подсказок, направляющих нас в самую суть явления. Одно из таких слов-подсказок – со-знание.
Знание, то есть информацию о чем-либо, мы получаем только в ходе взаимодействия, а любое взаимодействие, как мы уже знаем, это прежде всего обмен информацией. При этом в любом взаимодействии присутствуют как минимум два участника. Вот и получается, что любое знание мы получаем коллективно! Разве можно что-то узнать о себе или мире, ни с кем не взаимодействуя? Или не разделившись ради такого взаимодействия на части?
Таким образом, сознание – это просто основа существования мира , а фундаментальная природа сознания состоит в обмене информацией, происходящим между участниками любого взаимодействия.
Остановимся на интересном примере из неживой природы о том, как обычная среда проявляет свойства сознания, более подробное описание данного опыта группы Цайлингера приведено в конце первой главы моей книги "Невидимая глубина Вселенной". В этом эксперименте нагретые лазерным лучом фуллерены (молекулы, содержащие 70 атомов углерода) излучали тепловые фотоны, благодаря которым появлялась принципиальная возможность определения их траектории. Эти фотоны поглощались средой неизвестно где и как, однако этого оказывалось достаточным для получения информации, на какой из щелей дифракционной решётки молекула фуллерена рассеялась (в силу этого, в зависимости от среднего числа испущенных фотонов, менялась интерференционная картина).
Никакого специального устройства для определения траектории и каких-либо расчётов не требовалось! Именно такое поведение предсказывает квантовая теория: согласно ей, совершенно не важно, как идет обмен информацией, - через специально поставленный детектор, окружающую среду или человека. Имеет значение только принципиальное наличие необходимой информации о частице, а кто ее получит и как «обработает», не имеет значения.
Другими словами, вокруг нас сознание – и ничего больше!
 Но основная часть информации остаётся не воспринятой на обыденном уровне сознания – примерно так, как по оптическому кабелю может передаваться огромное количество данных, а мы без специальных приборов способны заметить лишь слабое свечение и лёгкий нагрев.
Что нужно для выхода во «вселенский интернет» , описываемый в разных традициях по разному – и как видящий всё глаз Шивы, и как изумрудное царство русских сказок, из которого видны не только все царства, но и их прошлое, настоящее и будущее, и как серебряное блюдечко, по кромке которого катается наливное яблочко? Необходимо создание специальной «оптики» , или духовных очей, о которой речь пойдёт чуть позже.

Основные процессы, определяющие состояние и эволюцию интересующей нас подсистемы, именуются в квантовой теории процессами декогеренции и рекогеренции; квантовая теория успешно объясняет и описывает эти процессы. Если мы хотим глубже понять механизм перехода суперпозиционных состояний в смешанные (классические) и обратно, нам без их рассмотрения не обойтись.

Декогеренция – это процесс перехода из квантового состояния в классическое. В ходе него подсистемы начинают обосабливаться, отделяться друг от друга, вплоть до полного отделения и независимости. При этом происходит их локализация: подсистемы приобретают видимые формы и «плотные тела», которые разделяют их друг от друга.
Декогеренция сложных систем происходит поэтапно, каждый из которых отвечает усреднению состояний системы по характеристикам ставшей «внешней» для неё подсистемы [7].
Опыт великих мистиков и духовидцев, а также проведённое нами теоретическое рассмотрение (см. гл. 7-10 упомянутой выше книги, а также статью "Этапы развития человека в русских волшебных сказках и слои традиционного общества" ) показывает, что структура мироздания упорядочена, и имеется 5 основных пластов реальности, от единого квантового источника (именуемого в ведической традиции Брахманом) до физического мира.
 Между ними расположены планы Буддхи, на котором формируется субъект и восприятие, за ним идёт мир идей и эволюционных программ (Высший Манас), и мир конкретных мыслей и чувств (кама-манас).
Человек в подобной системе взглядов предстаёт как сложнейшая многоуровневая система, объединяющая все этажи мироздания, эволюционная задача которого заключается в постепенном освоении более высоких пластов реальности, которые мы должны вначале осознать в себе, а затем и овладеть ими, субъективно этот процесс выглядит как освоение внутреннего пространства сознания.
Необходимым условием для этого является возможность управляемых переходов от суперпозиционных состояний к классическим и обратно, и чем шире имеющийся у нас набор доступных для осуществления подобных процессов состояний, тем более развитое внутреннее пространство мы имеем, и тем более мы осознаны в себе и окружающем мире.
 Это пространство – наша отвоёванная у предопределённости и судьбы территория Свободы. Священные символы практически всех народов отражают ни что иное, как те или иные объекты внутреннего пространства, появляющиеся на различных этапах внутреннего тренинга.
Вернёмся к текущей теме. Итак, декогеренция – это движения от источника, центра – к периферии, множеству внешне не связанных между собой феноменов. Полностью декогерированная система движется к хаосу.
 Применительно к человеческой психике, декогеренция означает сужение внимания на одной стороне явления, объекте влечения или пристрастия, в результате чего человек оказывается в суженном пространстве восприятия. Одну сторону явления он приемлет, а другую – нет.
Следует отметить, что декогеренция происходит только в подсистемах, - в надсистеме, то есть в системе, объединиющей взаимодействующие части "ничего не происходит" и когерентность состояний сохраняется.
Обратный процесс обретения системой квантовых свойств при прекращении или ослаблении взаимодействия с окружением называется рекогеренцией.
Впрочем, для рекогеренции можно использовать не только ослабление взаимодействия, но и «ударное» усиление скорости изменения состояния объекта, столь быстрое, что информация о его состоянии не успевает записаться в окружении. Также, рекогеренция автоматически происходит при переходе от подсистем к надсистемам, то есть к более высокому уровню целостности, включающей в себя взаимодействующие подсистемы как составные части.
Слово "происходит" в последней фразе даже излишне - в надсистеме когерентность состояний просто сохраняется, вне зависимости от состояния подсистем. В ходе рекогеренции плотные материальные оболочки «расплываются», а границы между телами начинают исчезать, происходит объединение подсистем в единую нелокальную квантовую систему. Рекогеренция означает движение от периферии мелькающих феноменов к центру, к их источнику.
Применительно к человеческой психике рекогеренция означает осознание, синтез, то есть переход к пониманию происходящего из более широкого спектра восприятия мира, обретение смысла происходящего, взгляд из целостности, то есть с позиций всё более и более обширной «надсистемы».
С формальной точки зрения для её осуществления необходимо «не так много» - умение различать состояния окружения и управляемо взаимодействовать с тем или иным их набором. Казалось бы, рекогеренция – это именно то, чего нам не хватает, однако не следует забывать, что осознанная рекогеренция возможна, когда уже есть чему рекогерироваться, то есть когда прежде имели место процессы декогеренции и необходимая информация о частях какого-то явления получена.
Те, кто считают нормой жизнь в полуправде, двойных стандартах, половинчатости, неискренности, двуличии, кто «ни холоден, ни горяч», не доводят эту задачу до конца. И как минимум, останавливаются в развитии.
Сейчас же в социуме и головах большинства людей доминируют процессы декогеренции, то есть выделение из целого отдельных частей в отрыве от остального. Декогерированный мир предстаёт в весьма дьявольском обличии, в виде набора объектов и явлений, от которых мы зависим. Мы стараемся что-то получить или чего-то избежать, контролировать ситуацию, манипулировать окружением – но полный контроль оказывается невозможен. Мы получаем отсутствие единства, расколы в науке и обществе, фрагментированность психики, профессиональный идиотизм…
За деревьями человек перестаёт замечать лес, а мнимые цели и потребности полностью вытесняют системное знание и подлинность.
Взаимодействие процессов ре- и декогеренции в окружающем мире прекрасно отражено в образах богов практически всех древних культур. У греков процессу рекогеренции можно сопоставить Аполлона, бога совершенных форм и достигнутой гармонии, а декогеренции – Диониса, жизнерадостного и безудержного бога, сметающего любые барьеры; у славян это Даждьбог и Ярило. Каждый из них без другого совершенно бесплоден!
Таким образом, развитие невозможно без сочетания процессов де- и рекогеренции! Как обрести гармонию между ними? Лучшие, на мой взгляд, ответы были высечены на храме Аполлона в Дельфах: «Ничего сверх меры» и «Познай себя».
 Первое утверждение значит – никакой однобокости, всё должно быть соразмерно. Если в тебе ярко выражено какое-либо качество, посмотри, присутствует ли противоположное, можешь ли ты комфортно для себя и без вреда для окружающих его проявлять? Любишь брать, - а любишь ли отдавать? Если нет, - имей в виду, именно это качество тебе необходимо «декогерировать» в себе, базовые структуры восприятия любого человека дают эту возможность. А далее, рекогерируя противоположности, мы обретаем цельность.
Второй завет древних мудрецов в наше время также нуждается в комментариях: что значит познать себя? Себя можно познавать и как память, и как ум, и способность к фантазиям, чувствам, наслаждению, влиянию на мир, набор комплексов, снов, способности к тем или иным спортивным достижениям и т.д. Есть институты мозга, позвоночника, сердца, физкультуры... Можно основать и другие подобные, и это тоже будет познанием себя.
Каждый из нас сам выбирает главный для него способ познания. Надеюсь, большинству читателей этих строк ясно, что в первую очередь имеет смысл познавать себя как носителя Аза и ладной цельности. А всё остальное приложится само собой.
В наших силах научиться пользоваться процессами де- и рекогеренции осознанно, что даст ключи не только к решению многих житейских проблем, но и к освоению внутреннего пространства и, как результат этого, второму рождению в Духе.
Одной из вех на этом пути является рекогерирование мыслей, или, иначе говоря, попадание в их источник, когда смолкает внутренний диалог. Для обозначения этих состояний использовались понятия умонкнуть, попасть в пребывание, выйти в чисто поле. При этом возможно сохранить восприятие не только объектов физического мира, но и «сновидческой» реальности. Возможности, возникающие в силу одновременного присутствия в двух мирах, мы рассмотрим чуть ниже, при рассмотрении взаимного влияния наблюдателя и наблюдаемого.

Ещё одно удивительное свойство мира, «открытое» квантовой физикой, но давно известное Традиции – нелокальность. Фактически, нелокальность означает, что любой объект во Вселенной был и остается в неразрывной связи с Целым, в то время как в рамках классического подхода мир предстаёт как набор изолированных объектов, влияющих друг от друга лишь тогда, когда они взаимодействуют.
 Отметим, что термин нелокальность часто используется и для описания внепространственной связи квантово-коррелированных состояний, когда одна частица или часть системы немедленно откликается на изменения, происходящие с другой частицей вне зависимости от расстояния между ними.
Например, если одна из составляющих систему частиц в ходе взаимодействия с прибором или своим окружением обрела локальные характеристики (то есть перешла из состоянии суперпозиции в смесь), то вторая также переходит в смешанное состояние, причём без всякого взаимодействия со средой. Это происходит мгновенно и вне зависимости от расстояния между частицами (в настоящее время имеются опыты с частицами, находящимися на расстоянии в сто и более километров друг от друга).
В этом и состоит вызов привычным представлениям – второй объект вне всякого взаимодействия с первым и со средой «вдруг» приобретает локальные характеристики, и после этого взаимодействует со средой иначе.
 Это «чудо» объясняется просто: по некоторым степеням свободы частицы остаются единым неразделённым объектом вне зависимости от того, на каком расстоянии они находятся, и как давно произошло их разделение, а также наличия взаимодействия между ними.
Подобные состояния называются в квантовой теории запутанными (или сцеплёнными), для их возникновения достаточно, чтобы частицы когда-то провзаимодействовали друг с другом, или образовались в одном акте, или провзаимодействовали с какой-то третьей частицей, пусть в разное время. Такие состояния не локализованы где-либо, для них понятия времени и пространства, причины и следствия могут терять смысл.
Нелокальные связи могут быть как обретены в ходе взаимодействий, так и потеряны – связь между частицами будет сохраняться до тех пор, пока суперпозиция состояний под влиянием взаимодействия с окружающими объектами не превратится в смесь. Однако необходимо отметить, что и в этом случае запутанность состояний сохраняется, но только в надсистеме, объединяющей все (под)системы, между которыми происходило взаимодействие.
Практическое значение представлений о нелокальной основе окружающего нас мира огромно. Например, именно из нелокальности вытекает изначальное единство мира и взаимосвязанность событий, на первый взгляд никак не связанных между собой.
 Именно нелокальность даёт всем нам потенциальную возможность постижения всего мироздания, а не того небольшого участка, на котором мы получаем конкретный опыт. Именно она даёт принципиальную возможность соединения внутреннего и внешнего, ощущаемого в «продвинутых» проявлениях Самохода. В них ты знаешь Всё – но это не абстрактное Всё, а ясное знание про то, чего касается твой взор, что сейчас актуально.
Глубина этого переживания, его накал и объём охватываемого им растут, и никогда нельзя сказать: «Я всего достиг. Дальше делать нечего». Скорее, у тебя появилось ещё одно средство взаимодействия с миром и постижения его и себя в общем правом деле.
Как уже говорилось, в основе процессов де- и рекогеренции (то есть перехода из непроявленного квантового состояния в классическое и обратно) лежит процесс обмена энергией и информацией, которое происходит в результате взаимодействий.
Каналы, по которым происходит этот обмен, субъективно воспринимаются как некие нити или тяги, благодаря которым происходит согласование положения суставов, тела, психических функций. Взаимодействуя между собой, эти потоки образуют восьмёрки, вихри, оси, пульсары, плоскости и другие объекты внутреннего пространства. Все вместе эти объекты образуют «дороги», которые использует Аз. Не создав их в себе, мы едва ли можем рассчитывать на устойчивое присутствие в нашей жизни Аза и его проявлений в виде Спаса, вдохновения, интуиции, ясности...
Иначе говоря, прежде чем звать это «существо» к себе, мы должны подготовить соответствующее его статусу «жилище», в котором он мог бы «жить» постоянно. То есть иметь возможность своего проявления через нашу психосоматику всегда, а не только в момент существования той или иной степени целостности, обретаемой в экстремальной ситуации.
Отметим, что для постоянного переноса сознания в Аз оказывается необходимым обретение особой формы внимания, характеризуемой одновременным охватом шести направлений (сторон, опор) того или иного явления. И не только охватом, но и умением создавать необходимое «натяжение» (то есть управляемое взаимодействие) внутри каждой из полярностей. Только в этом случае «промеж них» появляется седьмая, она же главная опора – центр.
Применительно к пространству можно говорить о трёх направлениях – вертикальном, горизонтальном и фронтальном, где требуется оказаться не только между левым и правым, но и между передом и задом, верхом и низом.
Овладение этим центром означает овладение пространством, а стало быть, и временем. Последнее переживается как попадание в «Вечное Сейчас», характеризуемое невероятной для обыденного сознания искренностью и тотальностью любого переживания. Из него можно исследовать и прошлое, и вглядываться в будущее, не покидая текущего момента.
 В славянской традиции это состояние одновременного охвата шести сторон любого явления символизируется знаком Перуна, напоминающим цветок с 6ю лепестками, каждая пара которых отвечает трём направлениям пространства.
Будучи обретённым при участии физического тела, этот центр позволяет соединить и психические функции – например, ум, воля и инстинктивно-природная сфера объединяются им в ладное Целое, вместе образуя Разум. При этом каждая составляющая этого союза обретает качества и возможности, которых у неё изначально не было.
Магичность числа шесть (то есть появление чего-то качественно нового при появлении 6 опор внимания) можно пояснить и с другой стороны. Для разумных действий в пространстве необходимо знание своего местоположения и положения объекта интереса, каждое из которых характеризуется тремя координатами, итого шесть.
 При меньшем числе опор внимания целенаправленные действия тоже возможны, но они будут дискретны, состоять прерывающих друг друга процессов анализа своего состояния и состояния объекта, медитативная синхронность и расслабленность в этом случае невозможна.
 Из простых физических соображений легко показать, что число измерений в других пространствах событий (мыслей, чувств, идей) также должна быть равной трём, иначе невозможно образование устойчивых, но способных к изменениям и обмену информацией структур.
 Отсюда ясно, что для полного освоения чувственно-мыслительной сферы также необходимо иметь 6 опор внимания: при меньшем числе лучей внимания мы будем либо терять себя, увлекаясь объектом интереса, либо терять объект, погружаясь в себя. Таким образом, выход за рамки субъект-объектных отношений также связан с магическим переходом шесть в семь.
При этом переходе происходит и радикальное изменение в самоидентификации практикующего. До него внимание просто не могло охватывать одновременно «Я» и объект действия, в результате чего самоосознание сосредотачивается либо на одном, либо на другом. Так, идентификация типичного представителя западной культуры размазывается по характеристикам своего взаимодействия с миром, например, «я-мужчина», «я-семьянин», «я-фермер», «я-молодой» и т.д., в результате у абсолютного большинства теряется интерес к познанию своего «Я», - для них там просто «ничего нет», поскольку имеющиеся валентности внимания заняты внешним миром.
Наоборот, самоосознание типичного представителя индо-буддистской традиции сосредотачивается преимущественно на своём «Я», теряя при этом способность находить себя во внешней деятельности, в результате чего интерес к деятельности в объектном мире пропадает. На наш взгляд, именно отсюда проистекает типичное для восточного пути восприятие жизни как угасания.
Русская традиция блестяще выходит из этого тупика благодаря использованию Самохода, позволяющего соединить внутреннее и внешнее, то есть самоосознание себя и деятельность в предметном мире. А уже после упомянутого выше перехода приходит истинное осознание себя как Вечного, Сущего и Знающего.
Напомним, что магическому переходу 6 в 7 предшествует переход 2 в 3, связанный с выходом за рамки бинарных оппозиций и обретением Судьбы. А вслед за переходом 6 в 7 следует переход 12 в 13, связанный с интеграцией нескольких событийных пространств (физического мира, кама-манаса и Высшего Манаса) в одно. Как результат Человек выполняет свое высшее предназначение – связывает через себя мир природы, людей и Богов.
Приходится констатировать, что большинство современных людей не имеют и одной устойчивой «головы», - им тяжело удержать внимание на объекте восприятия даже несколько минут.

 Вполне вероятно, что стратификация наиболее развитых традиционных сообществ изначально была построена на основе перечисленных выше уровней, подробнее об этом см. уже упомянутую статью про этапы развития человека.
Источник "наука и традиция о мире и развитии человека"  Михаил Заречный

Комментариев нет:

Отправить комментарий